
«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда
наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для многих родителей. Я предлагаю вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям.
1. Прежде всего, надо стать примером для своего ребёнка – примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.
2. Говорите с ребёнком уважительно. Дети почти всегда «отключают» своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.
3. Если ребёнок не реагирует, понизьте голос. Ни в коем случае не кричите – начните говорить более спокойно. Дети очень чутко реагируют на смену тона голоса и начинают слушать.
4. Вначале привлеките внимание ребёнка, а затем говорите. Можно сказать: «Пожалуйста, посмотри на меня и послушай, что я скажу».
5. Заранее предупредите о каком-либо разговоре. Скажите ребёнку: «Минут через 10 я поговорю с тобой по вопросу…. Будь готов».
6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо «немедленно садись делать уроки» выразите свою просьбу так: «Пожалуйста, сделай уроки до того, как пойдешь в гости». Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.
7. Почаще беседуйте с ребёнком «по душам». Пусть он расскажет вам, как у него прошёл сегодняшний день, что его обрадовало, что огорчило. Расскажите о своих чувствах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу периода обучения грамоте обучающиеся должны знать/ понимать:
• структуру родной речи, иметь образные представления,
- об единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частяхболее крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности,
- о словосочетании, предложении и тексте;
- о графических системах печатных и письменных букв русскогоалфавита;
- о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
• иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
Уметь:
• читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика
темпе;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
• озаглавливать прослушанный текст;
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как
отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно:
1) при списывании с печатного или письменного текста,
2) письме по памяти
3) под диктовку учителя;
• ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей
каждого отдельного ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями:
- чк, чн, чт,
- с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений
о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение,
текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
• применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й,].Опытные учителя знают, что по истечении первой школьной недели учеников в классе становится, чуть ли не вполовину меньше. Педиатры дали этому явлению название – Синдром 7 сентября и обоснование, а именно - переход от каникулярного образа жизни к суровым школьным будням жестоко бьет по детским организмам.
В первые учебные дни они еще держатся в приподнятом и возбужденном состоянии – новые впечатления, встреча с одноклассниками и учителями, - но потом "психика" и "физика" от перенагрузок дают сбой. Особенно страдают первоклассники, ведь с ними это происходит впервые.
Малыш пошел в школу. Это один из важнейших этапов его жизни и взросления. Родители много говорят о собственных проблемах в связи с начавшейся школьной жизнью ребенка, забывая о том, что самые большие трудности выпадают на долю их чада. Главная задачи семьи первоклассника – постараться помочь ему преодолеть стрессы новой жизни, ведь от того, насколько легко и быстро малыш адаптируется в школе, зависит не только его успеваемость, но и здоровье, и даже психологический климат в семье.
Изменение режима жизни. Что это такое? Если ребенок ходил до школы в детский сад, ему будет нетрудно рано вставать. Однако режим школьника довольно сложен. Хотя многие старшие детсадовцы не любят послеобеденного сна, их организм привык к отдыху в середине дня, и хорошо бы сохранить эту привычку хотя бы первые полгода. Не стоит позволять малышу засиживаться у телевизора или у компьютера. С вечера необходимо приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было поспешным.
Утро - начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения. Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей - он должен не только уметь приводить себя в порядок, но и вовремя выполнять некоторые задания. Он должен научиться структурировать свое время.
Труднее всего малышу привыкнуть быть внимательным и сосредоточенным, после от игр и беготни на переменке быстро концентрироваться на выполнении заданий. Память у маленьких еще довольно избирательна и, заигравшись, они иногда забывают об уроках.
Поговорите с ним о том, как прошел день, что нового он узнал на занятиях, что понравилось, а что – не очень. Постарайтесь в ходе разговора возбудить его интеллектуальный аппетит, чтобы за уроки он сел с желанием и хорошим настроением. Проверяя выполненные задания, обязательно найдите причину похвалить ребенка, тогда ваша критика будет воспринята безболезненно.
Большинство первоклассников в первые полгода обучения худеют. Это не значит, что они нуждаются в усиленном питании, не стоит менять привычный режим или навязывать ребенку новые блюда.
Позаботьтесь только о достаточном количестве витаминов, чтобы неизбежное переутомление и стрессы не отразились на здоровье малыша. Лучше, конечно, использовать специальные комплексные витаминные препараты, потому что соки, овощи и фрукты не полностью удовлетворяют потребности растущего организма в витаминах и микроэлементах.
Ну а что касается общеукрепляющих средств и правильной организации режима дня ребенка - все в ваших силах. Закаленный ребенок будет меньше болеть при эпидемиях ОРЗ, которые в школе не редкость. Стоит постараться привить ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это будет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.
Наиболее тяжелы первые 6-9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно он чувствует себя во время уроков, в общении с учителем и одноклассниками. Ребенок попадает в новый, еще не сложившийся коллектив, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем. Учится сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность - быть дисциплинированным. В этот период особенно нужна поддержка и внимание близких: расспрашивайте малыша, с кем он играет на переменах, как выглядит учительница, нравится ли ему сосед по парте, как складываются отношения в классе и т.д.
Усталость от присутствия других людей ("публичность" жизни) - следующее важное изменение в жизни первоклассника. Выход в большой социум приносит большую психическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка становится прилюдным и контролируется другими. Он практически не остается один - все его поступки, привычки, любые телодвижения становятся предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, так ему кажется). Неприятным сюрпризом для многих оказывается то, что даже в школьном туалете у ребенка нет возможности остаться одному.
"Публичная жизнь" неизбежно будет забирать значительную долю психической энергии ребенка. Пройдет некоторое время, прежде чем он сумеет к этому привыкнуть и научится действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать школьнику возможность уединения и ослабить контроль. Не делайте замечаний, которых можно избежать ("Не грызи ногти! Не ковыряй в носу!").
У большинства детей все симптомы синдрома седьмого сентября проходят уже к концу месяца. Так что на это время запаситесь терпением и будьте внимательны к жалобам ребенка.
В следующем году постарайтесь заранее, за пару недель до начала учебного года, начать перестраивать режим дня школьника. Передвигая время отбоя и подъема всего на 10 минут в день, к началу года можно достичь солидного двухчасового выигрыша и максимально приблизиться к школьным рамкам.
Возвращаться из отпуска в родные края лучше за неделю другую до начала учебного года, чтобы адаптация к школе не накладывалась на тягостную акклиматизацию.
Не оставляйте без внимания ситуацию, когда ваш школьник чем-то расстроен или идет в школу в плохом настроении. Постарайтесь быть в курсе всех школьных дел. Его собственный взгляд на происходящее, его самочувствие в новой обстановке для вас должны быть важнее, чем мнение учительницы о вашем ребенке. Поэтому не стоит идти привычным для многих мам путем и посещать учителя чуть ли не ежедневно. Учитесь расспрашивать своего ребенка ненавязчиво, деликатно, но с искренним интересом и настойчиво.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту.
Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики 120 слов в минуту.
Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге он писал, что беглое, нормальное чтение в темпе 150-300 слов в минуту.
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться?
1. Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать меньше, но чаще.
Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В этом режиме ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.
Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Чтобы ребенок полюбил чтение. Очень важно создать его собственную библиотеку. Здесь могут быть 2 подхода.
1. Это рабочая библиотека, помогающая в учебе (сло