Критерии психологической готовности ребёнка к школе.
1 Социально – психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно – значимых психологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
Координация в системе глаз – рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15 – 20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово – картинка либо слово – ситуация/).
Критерии готовности ребёнка к обучению в школе?
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
• Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
• Цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
• Знаки +, -, =,
• Название текущего месяца, последовательность дней недели.
• Уметь называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
• Пользоваться арифметическими знаками действий.
• Измерять длину предметов с помощью условной мерки.
• Составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера.
• Делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
• Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
• Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
• Находить слова с определенным звуком.
• Определять место звука в слове.
• Членить слова на слоги (части).
• Составлять предложения из 3 – 4 слов.
• Членить простые предложения на слова.
• Строить сложные предложения разных видов.
• Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
• Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
• Умение отвечать на вопросы и задавать их.
• Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки.
• Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение.
• Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
• Уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в данной местности.
• Иметь представления о сезонных явлениях природы.
• Знать свой домашний адрес, фамилию, имя отчество родителей.
|