Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В них отразился многовековой опыт народной педагогики.
Упоминаемые в потешках предметы обычно связаны с непосредственным окружением ребенка, событиями его повседневной жизни: прогулкой, кормлением, умыванием.
В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, за писанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой.
Так, известная потешка «Сорока, ворона кашу варила» известна почти у всех европейских народов. Вот какой интересный жанр детские потешки.
Откуда взялись считалки?
Считалки, как и другие жанры детского фольклора, возникли в глубокой древности. В их основе лежит представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Когда-то считалка была одним из способов гадания, чтобы узнать, стоит или не стоит начинать какое-либо важное дело.
Счастливое или несчастливое число, на которое и оканчивался счет, и являлось предопределением благополучного завершения начатого предприятия.
Об этом свидетельствует тесная связь считалок с различного рода гаданиями.
До середины XIX века сохранялось использование текстов ряда считалок для определения времени выхода замуж, а также характера будущего мужа.
После перехода в детскую среду считалки утратили свое магическое значение и превратились в вводную часть различных игр.
Хотя в такой считалке, как:
Раз, два, три, четыре, пять,
Тебе скоро улетать,
ясно слышится отзвук далекого прошлого — гадание посвящено будущему выходу девушки замуж.
Эта считалка распространена практически на всех континентах, у более чем десятка народов.
Что такое загадка?
Загадка относится к одному из самых древних жанров фольклора. Когда-то разгадывание загадок имело магическое значение, являясь составной частью обряда инициации — посвящения юношей в воины.
Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты. С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками.
Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра.
Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру.
Многовековое распространение отшлифовало форму загадки, сделало ее звучной и выразительной. Иногда загадка бывает даже стихотворной:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Большая популярность загадок объясняется еще и тем, что они легко отражают все изменения, происходящие в мире:
Висит груша — нельзя скушать. (Электролампочка).
Что такое заклички?
Закличками обычно называют стихотворные обращения детей к явлениям природы, растениям и животным:
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Или:
Дождик, дождик, пуще,
Будет в поле гуще!
Происхождение закличек теряется в глубине веков. Когда-то они входили в ритуальные комплексы, посвященные заклинанию сил природы для обеспечения урожая или удачной охоты (рыбной ловли).
Вот почему в настоящее время заклички практически исчезли из живого бытования, хотя до двадцатых годов нашего столетия они записывались повсеместно и в большом количестве.
В настоящее время заклички сохранились лишь в составе поэзии пестования, обращенной к самым маленьким. Как только дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают ярко окрашенные насекомые, певчие птицы, а также домашние животные.
К ним и адресованы следующие обращения:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Дам тебе лепешку.
В некоторых приговорках сохранились следы древних заклинаний, например, если набралась в уши вода, говорят:
Ухо, ухо, вылей воду
На дубовую колоду.
Что такое скороговорки?
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах.
Любопытно, что скороговорки распространялись не только в детской, но и во взрослой среде.
Первым, кто обратил внимание на их самобытность, был известный русский собиратель фольклора В.И. Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Такая, например, скороговорка, как «Семь — те, стрел каленых, страшилище» могла возникнуть во времена татаро-монгольского нашествия.
К еще более древним временам относится текст: «Друг прорублю, мать проведу, сестру выведу». Перед нами краткая запись древнего обряда, связанного с поклонением Солнцу.
Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр), и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку.
Что такое легенда?
Название этого жанра происходит от латинского «легенда» — «то, что следует прочитать». Оно возникло в те далекие времена, когда легенды еще не записывались, а рассказывались, передаваясь из уст в уста подобно сказкам.
В основе легенды — рассказ о событии, якобы имевшем место. Чаще всего легенды возникали на основе «свидетельств очевидцев» о чудесах, видениях, связанных с именами святых или с определенной местностью.
В отличие от преданий, рассказывавших об исторических лицах и реальных событиях, легенда нередко рассказывает о том, чего не было на самом деле, но что могло произойти.
Вот почему так много легенд рассказывают о находках сокровищ, чудесных избавлениях от недугов или победах над многочисленными врагами.
Безвестные сказители нередко облекали в форму легенды мечты о лучшей доле и счастливой жизни, которых так не хватало их слушателям. Одна из таких легенд рассказывается странником Лукой в пьесе Горького «На дне».
Герои легенд всегда привлекали внимание самых широких слоев населения своей храбростью, бескорыстием, добротой, милосердием — то есть теми качествами, которых так не хватает реальным людям. Практически герои легенд становились для средневекового слушателя такими же выдающимися личностями, как для современного подростка — герои мотокроссов и популярных мультипликационных сериалов.
Что такое предание?
В основе преданий, то есть народных рассказов, передававшихся из уст в уста, из поколения в поколение, — воспоминание о реальных лицах и событиях исторического прошлого. Предание всегда имеет форму рассказа очевидца и ведется от первого лица.
Сюжеты преданий повествуют об основании городов, строительстве монастырей и отдельных храмов, захороненных кладах, которые якобы ждут своего открывателя.
В отличие от легенды, в предании всегда точно сообщается, когда и где произошло событие, о котором ведется рассказ. Понятно, что в преданиях практически не встречаются чудесные превращения, волшебные предметы, фантастические перемещения героев, столь характерные для сказок и легенд.
В них все конкретно, и можно сказать, осязаемо. Герои — обыкновенные люди, только обладающие большей силой и отличающиеся особыми умениями.
Предания издавна привлекали внимание русских писателей: Пушкина, Лескова, Бажова.
В преданиях содержится множество сведений, представляющих большой интерес: обстоятельства основания крупных городов и пребывания в них исторических лиц. В форме преданий народная память донесла до наших дней живое дыхание прошлого.
Рассказывая о прошлом, сказитель обязательно соотносил его с днем сегодняшним, тем самым создавалась история определенного народа. Вот почему и в наши дни предания продолжают оставаться одним из немногих «живых» фольклорных жанров. Героями преданий XX века стали те личности, которые оставили свой след в сложную эпоху войн и революций.
Когда придумали русские былины?
С глубокой древности передавались из уст в уста героические песни, сказания о защитниках русской земли — богатырях. О том, что на Руси пелись былины, мы узнаем еще из такого памятника Древней Руси, как «Слово о полку Игореве» (1181). Их знали и исполняли певцы, которых в народе называли сказителями.
Само название «былина» указывает на то, что слушатели и сказители предполагали, что все, о чем рассказывается в былине, происходило на самом деле в стародавние времена. Вот почему впоследствии былины стали называть «старинами» — рассказами о том, что было в старину.
Кто и когда придумал первую былину, мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем. Но разве это так важно? Большее значение имеет тот факт, что они передавались из уст в уста на протяжении 800 лет, прежде чем их записали такие выдающиеся исследователи, как А.Астахова, А.Гельфердинг, П.Рыбников. Для этого ученым потребовалось совершить многочисленные экспедиции на Север, где дольше, чем в других местах, продолжалось исполнение былин. О том, как это происходило, рассказал П.Рыбников, впервые записавший от сказителя русскую былину:
«Горница была наполнена народом. Сидели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка (сказитель Никифор Прохоров), невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Утка далеко откинул назад свою голову, с улыбкой обвел взглядом присутствующих и начал петь. Он жил со своими любимцами-богатырями, жили с ними и все присутствующие».
Кто сочиняет сказки?
Знаете ли вы, кто придумывает те сказки, которые вы читаете в книге, слышите по радио и телевидению? Конечно, большинство сказок записано учеными от сказителей — людей, которые знают и умеют рассказывать народные сказки. А откуда узнает сказку сказитель?
Иногда он слышит новую сказку от другого, иногда помнит с детства, услышав от своих родителей, а может и в книге прочитать. Но расскажет он сказку все равно по-своему, вставляя свои словечки, любимые поговорки, отражая свой жизненный опыт и мир, который его сегодня окружает.
Бывает так, что сказитель переезжает на другое место, и тогда все его сказки постепенно меняются. В них появляются новые персонажи, бытовая обстановка, интересная и понятная новым слушателям.
Но бывает и так, что сказку пишет писатель. Придумывая ее, он может пойти по нескольким путям: соединить несколько фольклорных сюжетов в один, переработать уже известные сюжеты («Сказки Пелагеи-ключницы» Аксакова, где появился «Аленький цветочек» на основе соединения сюжетов башкирских сказок и сказки братьев Гримм).
Писатели учитывают психологию ребенка, которому нравится вновь встречаться с уже знакомым. Ребенок любит, чтобы ему каждый день читали одну и ту же сказку, хотя ее сюжет он давно уже выучил наизусть.
Вот почему вам одинаково интересно читать и сказку про Пиноккио итальянского писателя Коллоди, и сказку про Буратино русского писателя Толстого. История превращения обыкновенного полена в мальчика рассказана ими совершенно по-разному. И это не случайно, потому что каждый из писателей жил в своей стране и писал, рассчитывая на своих маленьких читателей. Вот почему с их героями происходят совсем разные приключения.
В сказке Коллоди основную роль играет волшебство, превращения героя, а Буратино добивается всего сам, без помощи феи. Поэтому он больше напоминает обыкновенного мальчишку, хотя так и остается деревянным человечком.